Православие в Бурятии
Исторически сложилось, что православие в Бурятию занесено тремя волнами русских переселенцев, и каждый этап принес что-то свое.
Первый поток пришелся на Забайкалье более 350-ти лет назад. Донские казаки осваивали Сибирь: брали ясак с местных племен, воевали, женились на местных и создавали семьи, сеяли хлеб и охраняли свою новую землю и при этом молились по-своему. В 1628 году в западной Бурятии возник первый острог, в 1638 году построен еще один, около Байкала. И следующие 3-4 десятка лет казачьи остроги росли по всему Забайкалью. Появлялись строители, военные, полицейские, первые заключенные, а с ними приходили и христианские миссионеры. В это время в Бурятии начали возникать первые, деревянные, редко каменные церквушки.
Вторая волна распространения православия в Бурятии - купеческая. Торговля с Китаем, караваны и переселения - вот что характеризует этот период. Купцы приносят в местную жизнь новую черту - основательность. Купечество финансирует церковь, храмы, построенные в тот период, самые посещаемые современными паломниками-туристами. Чайная торговля местного населения приносила хорошую прибыль, поэтому архитектура и внутреннее убранство новых храмов производят внушительное впечатление.
Например, Спасо-Преображенский Посольский монастырь. В истории православия Забайкалья Посольский монастырь играл одну из важнейших ролей в деле миссионерского служения и дипломатии в XVII-XIX вв. Он был основан на месте гибели российского посольства в Монголию во главе с боярином Ерофеем Заболоцким от рук разбойников в 1650 году. В честь погибших дипломатов Даурская духовная миссия приняла решение основать Николаевскую пустынь на Посольском мысу, которая впоследствии была преобразована в Спасо-Преображенский Посольский монастырь. В течение полутора столетия он являлся одновременно духовным и административным центром Забайкалья. Залив Прорва, где находился монастырь, являлся крупнейшим морским портом на Байкале. Многочисленные посольства России, Китая и Монголии, почта, торговые караваны с чаем, ученые, военные, духовные лица все проходили через село Посольское, находя временное пристанище в монастыре.
В конце 18-го века пришла третья волна православных переселенцев, теперь уже насильственная. Россия избавлялась от старообрядцев, их выселяли на новые земли. И они осели, принеся свою веру, свой уклад, свой образ жизни. Строили свои храмы, свои поселения, возделывали землю, пахали, собирали хлеб. Это именно благодаря их трудам распахано Забайкалье. Благодаря их стойкости, приверженности старым обычаям и трудолюбию края стали настоящей хлебной житницей. И хотя большинство храмов старообрядцев и разрушено, но принесенные обычаи живы во многих поселениях, в таких районах Бурятии, как Тарбагатайский и Мухоршибирский. А сохранившиеся общины семейских стремятся посетить большинство туристов со всего мира.
Так, например, село Тарабагатай – это одно из мест компактного проживания семейских. Там находится уникальный музей, посвященный быту и духовной культуре старообрядцев. Здесь вы увидите основные артефакты культуры допетровской Руси, некоторые заимствования семейских поселенцев из кочевой культуры бурятских племен. Также в селе располагается одна из немногочисленных древлеправославных церквей в Сибири.